42
По мнению компетентных экспертов, такое импортозамещение способно в значительное мере усилить позиции Российской Федерации в мире, позволив ей сделать резкий рывок в развитии экономики.
В этой связи немалые перспективы открываются перед традиционно-аграрными регионами, одним из которых является республика Ингушетия. По мнению Уполномоченного по защите прав предпринимателей РИ Мурата Хаматханова, на сегодняшний день одной из главных проблем на пути поддержки отечественных товаропроизводителей является отсутствие понятных и простых правил во взаимоотношениях бизнеса и государства.
«Противоречивая законодательная база, огромное число всевозможных проверок, которые нацелены не столько на предупреждение нарушений, сколько на наказание. Запутанные формы отчетности так же не способствуют поддержанию нормального делового климата. Предприниматели зачастую вынуждены тратить много времени на оформление отчетов, раз за разом переделывая их по прихоти недобросовестных чиновников. Такое отношение создает поле для процветания коррупции, что часто выражается появлением аффилированных компаний, которые за определенную мзду становятся посредниками между госучреждениями и бизнесменами. Все это создает нездоровые условия, в которых бизнесмены оказываются мало заинтересованы в дальнейшем развитии и расширении собственного дела, а зачастую многие из них предпочитают и вовсе продать свой бизнес, будучи не уверены в перспективах своей деятельности. В этой связи было бы целесообразно сократить число проверяющих организаций путем их укрупнения, за счет чего можно соответственно резко сократить число проверок, что так же позволит исключить противоречия, постоянно возникающие в работе различных надзорных ведомств» – отметил он .
Все нюансы проблемы, сдерживающие рост предпринимательской активности, перед руководством страны обозначил главный бизнес-омбудсмен РФ Борис Титов 3 октября в Москве на обсуждении концепции закона о государственном и муниципальном контроле, в котором приняли участие премьер Дмитрий Медведев, губернаторы, эксперты и представители предпринимательского сообщества. Титов поддержал ранее озвученное предложение Минэкономики о переходе к рискоориентированному подходу в государственном и муниципальном контроле, отметив, что количество проверок и проверяющих остается избыточным. И такое положение сковывает инициативы бизнесменов, предпочитающих в данном случае не идти на рискованные, по их мнению, шаги, связанные с расширением деятельности.
Борис Юрьевич обозначил в своем докладе, что избыточное количество проверок и проверяющих, обилие требований, многие из которых противоречивые и устаревшие, ставят перед предпринимателями неразрешимые задачи. Что зачастую в корне подрывает перспективы развития бизнеса, а иногда даже возможность его сохранения как такового. Люди часто оказываются в таком положении, что они бывают вынуждены либо срочно распродавать активы, либо искать способы обходить закон, договариваясь с представителями надзорных органов. Так, к примеру, в 2013 году в РФ было проведено в общей сложности 2,6 млн. различных проверок. Причем всего на исполнение контрольно-ревизионных функций было потрачено 117 млрд. руб. бюджетных средств. Во избежание указанных проблем омбудсмен настоятельно рекомендовал в ближайшее время полноценно запустить работу Единого электронного реестра проверок, куда бы сводилась вся информация. Это сделало бы не нужными дублирующие друг друга проверки разных ведомств, и помимо всего прочего позволило бы сделать их результаты максимально прозрачными, что дало бы снижение и коррупционной составляющей.
Согласно данным НИУ ВШЭ, на сегодняшний день в нашей стране существуют 133 самостоятельных вида государственного и муниципального контроля, из них 80 видов контроля осуществляются только на федеральном уровне, 8 видов — только на региональном и 2 вида — только на муниципальном. Еще 43 вида госконтроля осуществляются одновременно органами различных уровней власти. Что часто ведет к несогласованности действий проверяющих органов, отнимает много сил и времени у предпринимателей и часто вносит путаницу в сам процесс оценки бизнеса на соответствие законодательству. Отсутствие единых понятных правил создает поле для неоднозначного понимания законов и позволяет контрольно-надзорным службам ставить подчас противоречивые требования.
По итогам доклада главного российского бизнес-омбудсмена, премьер-министр Российской Федерации Дмитрий Медведев поддержал данные предложения, отметив, что новый закон «О государственном и муниципальном контроле (надзоре)» должен быть до конца 2014 года внесен в правительство.
Возвращаясь к положению дел в республике Ингушетия, по словам Мурата Хаматханова, можно отметить, что занятых в сфере малого предпринимательства по отношению к общему числу занятых трудом граждан оценивается всего в 17,9 процентов, что составляет 12,8 тыс. человек. Для региона с полумиллионным населением этого явно недостаточно, поскольку именно средний класс во всем мире является основой экономического благополучия общества и в развитых странах он не редко превышает более половины трудоспособных граждан. К чему должна стремиться и наша республика, используя богатый потенциал предпринимательских и трудовых ресурсов. Тем более в условиях отсутствия крупных промышленных бюджетообразующих предприятий, и соответственно высокой дотационности региона, зависимости от федеральных трансфертов.
В качестве осуществленных на этом пути шагов можно выделить создание инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, куда входят Гарантийный фонд Республики Ингушетия, микрофинансовая организация и два бизнес-инкубатора. Суть работы вышеуказанных органов сводятся к определению наиболее перспективных бизнес-проектов начинающих предпринимателей и выделении им необходимых финансовых средств в виде займов.
На сегодняшний день активы микрофинансовой организации составляют свыше 104,9 млн. рублей, за счет которых уже выдано более 360 займов. Однако, как отмечает ингушский бизнес-омбудсмен, этого явно не достаточно. Что бы придать процессу больше динамики, необходимо в ближайшее время увеличить общий фонд микрофинансирования как минимум в несколько раз.
Во многом проблема развития предпринимательства связана с высокими кредитными ставками коммерческих банков, условия которых в большинстве случаев являются недопустимо завышенными, в том числе и в вопросах предоставления залога. По словам Мурата Хаматханова, реальный процент по кредитам не должен превышать 5-6 процентов годовых, и иметь срок погашения не менее пяти лет.
Так же важным условием поддержки роста предпринимательской активности в регионе является развитие социальной инфраструктуры (детских садов, досуговых и спортивных центров, центров помощи инвалидам, подготовки и перепрофилирования специалистов и т.п.), что позволит привлечь дополнительно привлечь к предпринимательской деятельности те социально неблагополучные слои населения, которые пока, в силу разных причин, не могут активно включиться в данный процесс.
Все это требует основательной работы по подведению надежного фундамента под развитие предпринимательства в регионе, что предполагает подготовку согласованной законодательной базы, выстраивания институтов взаимодействия бизнес-сообщества и органов власти, прозрачных и упрощенных условий контроля за деятельностью предприятий, особых (льготных) условий поддержки начинающих предпринимателей, а так же установления разумных ставок налогов и отчислений.
Пресс служба Аппарата Уполномоченного по защите прав предпринимателей