новости

Бизнес пустят в банки без выписок из налоговой

39views
Скобелкин поясняет, что инициатива разрабатывается заинтересованными сторонами во исполнение «дорожной карты» по развитию электронного взаимодействия на финансовом рынке, утвержденной вице-премьером Аркадием Дворковичем 18 мая 2015 года.
— Банком России совместно с заинтересованными ведомствами прорабатывается вопрос о получении организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, от ФНС России выписок из ЕГРЮЛ, ЕГРИП в виде электронного документа и возможности использования их в целях идентификации. Указанный вопрос прорабатывается также на площадке Межведомственной рабочей группы по противодействию незаконным финансовым операциям. Положительное решение данного вопроса позволит сократить количество представляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями документов при их идентификации, в том числе в целях открытия банковских счетов, — говорится в письме.
В ФНС подчеркнули, что сейчас обмен информацией между ведомством и банками возможен через систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), созданную в рамках исполнения закона о госуслугах.
— Мы настойчиво рекомендуем банкам получать сведения из ЕГРЮЛ/ЕГРИП исключительно в электронном виде, отказавшись от требования к клиентам представлять их на бумаге. Ошибки в предоставляемых ФНС России сведениях обнаруживаются крайне редко (через СМЭВ и собственный сайт ФНС России представляет сотни миллионов сведений из реестров в год) и всегда оперативно устраняются техническими и методологическими подразделениями службы, — сообщили в пресс-службе ФНС. — Банки могут получать выписки через СМЭВ бесплатно. Предоставление сведений через СМЭВ является более дешевым способом, чем через отдельный выделенный канал связи, с практически одинаковыми временными характеристиками (до нескольких минут) получения ответа. Поэтому ФНС России положительно оценивает усилия Центробанка, направленные на практическую реализацию именно этой возможности.
— Часть документов, необходимых для открытия банковского счета, которые банком могут быть получены самостоятельно от органов госвласти — в данном случае ФНС, — клиент предоставлять не будет, — подтвердил президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян.
По Налоговому кодексу сейчас банки открывают счета юрлицам и ИП только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговой. Закон «О банках и банковской деятельности» требует от новых клиентов также свидетельство о госрегистрации. Банки требуют эти документы в бумажном виде. Также нужны учредительные документы, карточка с образцами оттиска печати и подписей лиц, наделенных правом распоряжаться счетом, документы, подтверждающие их полномочия и еще с десяток разнообразных документов — полный перечень у банков разнится.
Первый вице-президент бизнес-ассоциации «Опора России» (представляет интересы малого и среднего бизнеса) Павел Сигал требует отдельно зафиксировать в законодательстве право компаний не предоставлять банкам бумажные выписки, иначе эффекта от работы в этом направлении не будет.
— Для ИП данное предложение ЦБ более интересно: основные регистрационные документы, которые требуются при кредитовании индивидуальных предпринимателей, — это свидетельство о регистрации в ЕГРИП и свидетельство о постановке на налоговый учет, — отмечает член президиума генсовета «Деловой России» Анна Нестерова. — Снижение количества предоставляемых бизнесом документов в конечном итоге может сократить банковские издержки. Чтобы эта инициатива оказалась эффективной, процедура запроса должна быть максимально простой, а ответ быстрым (не более 5 минут). Также важен процесс перевода этих данных в установленные банком формы, что потребует дополнительных затрат на автоматизацию процесса.
Следующий этап давно лоббируемых инициатив банкиров, которые нуждаются в данных госструктур, — получение информации из ПФР (сейчас работает пилотный проект) и финансовые подробности жизни граждан из ФНС. Председатель Национального совета финансового рынка Андрей Емелин отметил, что важно обеспечить доступ к данным ФНС не только о регистрации юрлиц, но и о доходах налогоплательщиков, чтобы обеспечить снижение банковских рисков при обслуживании розничного сегмента.
― Предоставление такой информации может без каких-либо затруднений осуществляться через СМЭВ, к которой подключены все банки, ― считает Емелин. ― Сведения должны передаваться максимум в течение 5 минут. На ее получение целесообразно оформлять разрешение юрлица по аналогии с разрешением на доступ к его кредитной истории. При этом разрешение должно быть длящимся и действовать в течение всего срока существования