41
О запланированном на 1 июня совещании у премьер-министра, посвященного оптимизации неналоговых платежей и дополнительных требований к бизнесу, на прошлой неделе сообщал первый вице-премьер Игорь Шувалов. Итоговый перечень предложений Минэкономразвития направило в правительство 29 мая. Он оказался в распоряжении РБК.
В списке 20 пунктов, в отношении них предлагается ввести мораторий до 1 января 2019 года. Суммарная оценка экономии для предпринимателей от такой меры оценивается министерством в 1,8 трлн руб. в год.
Наиболее дорогостоящим послаблением для бизнеса Минэкономразвития считает предложение перенести на 2019 год расходы на выполнение требований по транспортной безопасности. Они оценены в 1,2 трлн руб. Еще в 351 млрд в год оценена отмена платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Еще один сбор предлагается сократить. С 15 ноября 2015 года в России начнет действовать новый «дорожный сбор». За 1 км пройденного пути по федеральным дорогам с грузовика разрешенной максимальной массой свыше 12 т придется заплатить 3,73 руб. Дополнительная нагрузка на бизнес оценена в 50 млрд руб. в год, рост стоимости перевозок — от 2 до 20% дополнительно к уже имеющемуся росту тарифов, которые с начала года по конец марта и так выросли до 15%. Минэкономики предлагает ограничиться минимальным размером платы в 64 копейки.
Самые дорогие платежи, на которые предлагается ввести мораторий:
Расходы на выполнение требований по транспортной безопасности. Ожидаемая экономия: 1160 млрд руб.
Закон «О транспортной безопасности» дает правительству право вводить обязательные требования для перевозчиков по обеспечению транспортной безопасности, в том числе к антитеррористической защищенности объектов. Для бизнеса это означает два вида издержек: собственно на соблюдение требований безопасности и на подготовку и аттестацию нести за это ответственность.
В марте 2015 года правительство внесло в Госдуму законопроект, который переносит срок выполнения таких требований до 1 января 2017 года, но только если они касаются перевозки населения. Предлагается не ограничивать мораторий только этой категорией транспорта, распространив его также на авиацию, речные и морские перевозки, а также продлить его до 1 января 2019 года.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду. Ожидаемая экономия: 351 млрд руб.
Минприроды сформулировало критерии, предназначенные для определении классов опасности отходов по степени негативного воздействия на окружающую среду. Приказы о них еще не зарегистрированы в Минюсте, и есть поручение правительства их доработать. Приказы вводят новые критерии для классификационного каталога отходов. Проблема в том, что этот каталог до сих пор не сформирован, хотя работы по его созданию ведутся с 1998 года и компании уже потратили несколько сотен миллиардов рублей, а теперь фактически предлагается все начать с чистого листа. Дополнительные расходы на эти мероприятия оцениваются в 351 млрд руб. без учета затрат на получение разрешительных документов, в то время как, например, в 2012 году плата за размещение отходов составила всего 14 млрд руб. Предлагается не пересматривать классификацию до 1 января 2019 года и отменить приказы Минприроды.
Дополнительные страховые взносы в Фонд страхования вкладов. Ожидаемая экономия: 112 млрд руб.
В конце 2014 года был принят закон, который дифференцирует ставки взносов в Фонд обязательного страховании вкладов: вводится дополнительная ставка (в размере до 50% от базовой) и повышенная (до 500% от базовой). С 1 июля 2015 года они начинают применяться для взносов в зависимости от величины максимальных ставок по вкладам, с 1 января 2016 года — также в зависимости от показателей устойчивости банков. Это может привести к росту процентных ставок по депозитам, что усугубляется банковской чисткой и тем, что меры государства по повышению ликвидности банков «касаются лишь небольшого числа крупных банков». Если не ввести мораторий до 1 января 2019 года, частные банки будут вынуждены увеличить затраты на 28 млрд руб. в квартал, что приведет к снижению капитала частных банков из топ-50 в среднем на 1,5%, а бюджет потеряет 14 млрд руб. в квартал поступлений налога на прибыль.
Оплата резерва сетевой мощности. Ожидаемая экономия: 100 млрд руб.
Минэнерго придумало, как компенсировать энергетикам отказ компаний от использования мощности: в дополнение к уже оплаченной стоимости услуг по передаче электроэнергии предлагается обязать потребителей компенсировать разность между фактическим потреблением и максимальной мощностью по документам о техприсоединении. При этом в тарифе на передачу энергии уже сейчас учтены расходы сетевых организаций. Только черная металлургия потеряет на этом порядка 16 млрд руб. в год, вся экономика — более 100 млрд, причем дополнительные расходы одних компаний не будут компенсированы сокращением расходов других, а сетевые компании не будут нести никаких дополнительных расходов. Это фактически субсидирование сетевых организаций, поэтому предлагается продолжить работу над предложениями министерства, но так, чтобы они не реализовались раньше 1 января 2019 года.
Экологический сбор. Ожидаемая экономия: 100 млрд руб.
В конце 2014 года законодатели ввели понятие экологического сбора — компании должны уплачивать его, если сами не утилизируют свои товары. По проекту постановления правительства, которое регламентирует расчет суммы сбора, его ставка может составить от 1,5 до 4,5% от себестоимости продукции. Но «пока нет условий для сбора, переработки и использования даже 10% перечисленных видов отходов», говорится в материалах Минэкономразвития. Введение сбора приведет к росту цен на товары массового спроса, включая продукты питания, в среднем на 3−15%, а бизнес будет вынужден дополнительно тратить не менее 50−60 млрд руб. в год без учета косвенных издержек. Предлагается ввести следующий мораторий: до 1 января 2019 года установить нулевую ставку сбора и нулевой норматив утилизации для всех товаров, кроме аккумуляторов, шин и бумаги (для них норматив утилизации — не более 5−10% от объема выпуска).
До этого тема с неналоговыми платежами обсуждалась на закрытой встрече Владимира Путина с главами бизнес-организаций на прошлой неделе на форуме «Деловой России» — президент сам затронул эту тему на пленарной сессии. «На закрытой встрече мы предложили систематизировать подход к неналоговым платежам по принципу того, как сейчас делается с налоговыми, — принципы описаны в Основных направлениях налоговой политики», — рассказал РБК один из участников встречи с Путиным.