В связи с непростой политико-экономической ситуацией Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2022 г. N 336 “Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля” установлены особенности проведения контрольно-надзорной деятельности в РФ, в том числе в части введения моратория на проведение проверок, контрольных (надзорных) мероприятий
В 2024, и до 2030 года в планы проведения плановых КНМ, планы проведения плановых проверок нельзя включать значительную часть контролируемых лиц:
объекты контроля, отнесенные к категориям:
– низкого риска,
– умеренного риска,
– среднего риска,
– значительного риска.
В 2024 году Постановлением N 336 установлен запрет на многие внеплановые проверки.
Разрешено исключительно проведение внеплановых проверок и КНМ, которые проводятся с взаимодействием с контролируемым лицом при наличии следующих оснований:
–непосредственная угроза причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан;
–непосредственная угроза обороне страны и безопасности государства;
-непосредственная угроза возникновения ЧС природного и (или) техногенного характера;
-причиненный вред жизни и тяжкий вред здоровью граждан;
– причиненный вред обороне страны и безопасности государства;
– возникшее ЧС
– при выявлении индикаторов риска обязательных требований;
– только внеплановые ВЫЕЗДНЫЕ проверки и инспекционные визиты по проверкам исполнения предписания, выданного до 01.03.2023, об устранении нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью, обороне страны и безопасности государства, возникновения ЧС, если невозможна оценка исполнения предписания на основании документов и иной информации в распоряжении надзорного органа;
– проверка исполнения предписания, выданного после 01.03.2023;
– поступление жалобы (жалоб) граждан за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав, если жалоба гражданина (граждан) содержит сведения о нарушении обязательных требований, которые повлекли причинение вреда (ущерба) или иным образом нарушили права заявителя (заявителей) (региональный жилнадзор, лицензионный контроль за УК в МКД; санкция прокурора не требуется);
– решение руководителя, замруководителя ФНС (кроме внезапной контрольной закупки, в которую трансформируется выездное обследование) (федеральный госконтроль за применением ККТ и полнотой учета выручки);
– решение руководителя (замруководителя) Роструда или территориальных органов в случае поступления от работников массовых обращений (более 10% среднесписочной численности или более 10 человек) о невыплате зарплаты свыше одного месяца (федеральный госконтроль за соблюдением трудового законодательства);
– поручение Президента РФ (любое), поручение Председателя Правительства РФ/ вице-премьеров (только принятое после 10.03.2022; санкция прокурора не требуется);
– требование прокурора в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям санкция прокурора не требуется;
– наступление события, указанного в программе проверок (- государственный строительный надзор, – федеральный экологический, – федеральный за объектами культурного наследия, – федеральный в сфере обращения лекарственных
средств; санкция прокурора не требуется);
– только внеплановые документарные проверки при поступлении в Росалкогольрегулирование от дознавателя, следователя, органа ОРД, материалов о произведенном при проведении проверки сообщения о преступлении или при проведении ОРМ изъятии этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, оборудования для их производства, не являющихся вещественными доказательствами по уголовному делу (федеральный государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; санкция прокурора не требуется);
– представление контролируемым лицом документов, сведений об исполнении предписания/ иного решения в целях получения, возобновления ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер, поступление заявления от организации, ИП о предоставлении правового статуса в соответствии с п. 1.1 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ (санкция прокурора не требуется);
– только внеплановые документарные проверки при поступлении в надзорный орган в области производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней от дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа либо из органа, осуществляющего ОРД, материалов о произведенном при проведении проверки сообщения о преступлении или при проведении ОРМ изъятии драгоценных металлов, драгоценных камней, а также изделий из них, не являющихся вещественными доказательствами по уголовному делу (надзор в области производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней; санкция прокурора не требуется);
– установление факта распространения (предоставления) в сети “Интернет” баз данных (или их части), содержащих персональные данные.
Внеплановые КНМ и проверки без взаимодействия можно проводить без ограничений и не требует согласования с органами прокуратуры. При таких КНМ инспекторы не могут вступать во взаимодействие с теми, кого они проверяют, в том числе требовать документы, разговаривать (даже по телефону) и т.п.
Мораторий-2024 на плановые проверки распространяется исключительно на такие виды надзора/контроля, которые подчиняются правилам, установленным Законом о госконтроле или Законом N 294-ФЗ.
Все остальные виды надзора, – поскольку они выведены из-под регулирования Закона о госконтроле и Закона N 294-ФЗ, – никакого моратория не предполагают (прокурорские, таможенные и т. п.).