Итоги IV Всероссийской конференции региональных уполномоченных по защите прав предпринимателей.
49views
Открывая Конференцию, Борис Титов отметил высокую значимость института бизнес-омбудсмена, которую эта новая структура сумела достичь всего за два года своего существования. По словам правозащитника, главная задача состоит в том, чтобы вернуть доверие между государством и предпринимательством. При этом высшее руководство страны с пониманием и поддержкой относится к инициативам института бизнес-омбудсмена, ставя перед ним задачу по налаживанию здоровых взаимоотношений между государственными структурами и бизнесменами.
Модератором первого Круглого стола, посвященному проблемам автотранспорта выступил общественный омбудсмен по транспорту Никита Музыря, который рассказал, что данная отрасль входит в число одних из наиболее отсталых, чья деятельность испытывает недостаток регулирования. При этом именно транспорт является связующей нитью между всеми остальными сегментами бизнеса. Всего по России в транспортном бизнесе задействовано более 8 миллионов транспортных средств. 60 процентов профильных предприятий этой сферы относятся к сектору малого и среднего предпринимательства. А доля убыточных предприятий за последние годы выросла до 39 процентов. По мнению модератора, это вызвано постоянным ростом все новых дополнительных финансовых нагрузок в виде налогов, сборов и страховок на транспортников. Как отмечали в своих выступлениях региональные уполномоченные, к числу наиболее острых транспортных проблем можно отнести неотрегулированность законодательства в сфере лицензирования, отсутствие достаточно серьезных санкций за нарушение в вопросах перевозок (в том числе и штрафных), отсутствие эффективных механизмов регулирования тарифной политики. По мнению Мурата Хаматханова, решение проблем транспорта и ценовой доступности перевозок может стать переход на альтернативные дешевые источники топлива.
Второй Круглый стол был посвящен проблемам предпринимательства, в сфере государственных закупок. Модераторами выступили общественный омбудсмен по госзакупкам Сергей Габестро и общественный омбудсмен по электронной торговле Илия Димитров. Участники обсудили практику реализации нового Федерального закона №44 «О Федеральной контрактной системе». Один из модераторов Круглого стола заявил, что основная проблема данного Закона состоит в отсутствии единой системы контроля за торгами со стороны надзорных органов, поэтому первостепенная задача состоит в создании единой сквозной системы проверок с едиными критериями. Также установлению нормальной процедуры проведения тендера мешает норма закона, запрещающая обжаловать в суде решения контрольных органов, поскольку это часто ведет к тому, что многие заказчики заключают контракты «задним числом», игнорируя такие решения и нарушая закон. Комплексным решением, которое позволит избавиться от гринмейла, а также поставит заслон от шантажа и некомпетентности ос стороны контрольных органов, по мнению С. Габестро, может стать введение большой госпошлины за подачу жалобы на итоги аукциона или контракта. По мнению Мурата Хаматханова, для справедливого распределения государственных заказов и услуг, необходимо выявлять и отсекать от торгов лиц, не имеющих прямого отношения к бизнесу. Вместе с тем, как отметил ингушский бизнес-омбудсмен, выступавшие с докладами на пленарном заседании эксперты излишне детализировали подаваемую информацию, чем сбивали с толку участников мероприятия, вызывая с их стороны нарекания. Подобное углубление в нюансы данного закона было бы уместнее в кругу узкопрофильных специалистов этой области.
На третьем Круглом столе, в работе которого приняли участие – федеральный бизнес омбудсмен Борис Титов, Министр РФ по делам открытого правительства Михаил Абызов, начальник Управления Генеральной прокуратуры РФ по надзору за соблюдением прав предпринимателей Алексей Пухов, Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) Анна Попова, Руководитель Федеральной службы по труду и занятости (Роструд) Всеволод Вуколов, общественный омбудсмен по малому и среднему предпринимательству Виктор Ермаков, обсудили защиту прав предпринимателей при проведении всевозможных государственных и общественных проверок. Модератором данного мероприятия выступил общественный омбудсмен по проверкам, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Псковской области Петр Слепченко. Как отметил вначале беседы Борис Титов, количество проверяющих структур и самих разных видов проверок неоправданно много (2,7 млн. проверок в год), что создает нездоровую почву во взаимоотношениях власти и бизнеса. Главный бизнес-омбудсмен также рассказал, что в настоящее время в правительстве РФ ведется работа по выведению Единого реестра проверок, которым будут пользоваться все надзорные структуры, занимающиеся контролем деятельности предпринимателей. Что позволит избавиться от избыточных видов проверок и проверяющих организаций. Выступивший следом Михаил Абызов сообщил, что статистические данные показывают противоречивую картину. С одной стороны количество видов надзора у нас так велико, что каждое контрольное ведомство может проверить в год не более четырех процентов по каждому его виду, т.е. на проверку всех компаний по одному виду надзора уйдет 25 лет. Однако в результате проверки проводятся не на основании объективных данных, а случайным образом, что и формирует атмосферу избыточного контроля. По разным подсчетам проверки обходятся стране в сумму эквивалентную от 2 до 4 процентов ВВП. По словам Абызова, выполняя поручение Президента России, Правительство уже подготовило новую концепцию Федерального закона «О государственной и муниципальной контрольной (надзорной) деятельности». Согласно ней проверки будут проводиться по рискориентированному подходу, исходя из реальной степени угрозы государству, обществу и потребителям. По его словам, такой подход уже начал использовать ряд ведомств. К примеру, ФНС и Ротехнадзор. Последний за два года сократил число объектов повышенной опасности с 289 тысяч до 8 тысяч 200, разделенные на четыре категории по степени риска. «Очевидно, что качественно отслеживать безопасность на АЭС и в булочной где используется гидравлический пресс, нереально, – считает М. Абызов. – Кончено, раньше все следили за безопасностью АЭС, а в булочные заглядывали для иных надобностей. Теперь этого нет». Также Ростехнадзор разработал 28 профилей рисков, ориентируясь на которые и строит свои проверки. Как считает Мурат Хаматханов, избыточное количество проверок и проверяющих, обилие требований, многие из которых противоречивые и устаревшие, ставят перед предпринимателями неразрешимые задачи. Что зачастую в корне подрывает перспективы развития бизнеса, а иногда даже возможность его сохранения как такового. Люди оказываются в таком положении, что они бывают вынуждены либо срочно распродавать активы, либо искать способы обходить закон, договариваясь с представителями надзорных органов.
Отдельно в рамках IV Всероссийская конференции уполномоченных по защите прав предпринимателей состоялось трехстороннее подписание Соглашения о сотрудничестве между Уполномоченным при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, Центром общественных процедур «Бизнес против коррупции» (ЦОП БПК) и Университетом имени О.Е. Кутафина (Московской государственной юридической академией -МГЮА). Соглашение подписали федеральный бизнес-омбудсмен Борис Титов, Исполнительный сопредседатель ЦОП БПК, сопредседатель «Деловой России» Андрей Назаров и ректор МГЮА Виктор Блажеев. Как отметил Борис Титов, комментируя Соглашение, данный документ имеет большое значение для института бизнес-омбудсмена, поскольку это позволит в правозащитной деятельности опираться на богатую академическую базу Вуза и привлекать к работе выпускников академии.
По всеобщему мнению участников IV Всероссийской конференции региональных уполномоченных по защите прав предпринимателей, все прошло на высоком организационном уровне. Программа Конференции была насыщена интересными мероприятиями с участием видных общественных и политических деятелей России. По словам Мурата Хаматханова, обмен опытом представителей разных регионов нашей страны аккумулированный в виде полезных советов и рекомендаций, несомненно, позволит значительно улучшить качество работы института Уполномоченных по защите прав предпринимателей.