Мурат Хаматханов выступил с докладом на публичном обсуждении результатов правоприменительной практики в Кавказском управлении Ростехнадзора
39
Основным вопросом, обсуждаемым на встрече, стал анализ правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности в Кавказском управлении Ростехнадзора за I квартал 2017 года, кроме того были подведены итоги и показатели деятельности Кавказского управления Ростехнадзора за 2016 год и I первый квартал 2017 года.
С докладом перед участниками публичного мероприятия выступил Омбудсмен Ингушетии М. Хаматханов, в котором напомнил о действующем запрете плановых проверок для упрощения ведения бизнеса в соответствии со статьей 26.1 Федерального закона N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля(надзора) и муниципального контроля». Добавив, что запрет действует с 01.01.2016 г. до 31.12.2018 г. Цель данного моратория это избавление малого бизнеса от излишнего административного давления.
Важным этапом при соблюдении моратория на плановые проверки является поэтапное внедрение риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора). Также, в докладе омбудсмена прозвучало, что с будущего года применение риск-ориентированного подхода будет обязательным для всех видов контрольно-надзорной деятельности. Очень важно определить критерии отнесения предпринимателя к той или иной категории риска, в этом случае реформа контрольно-надзорной деятельности будет эффективнее.
Проверки оказывают крайне негативное влияние на доходность бизнеса. Согласно аналитической записке «Влияние плановых проверок на деятельность организаций», подготовленной Институтом проблем правоприменения при Европейском университете, существует устойчивая взаимосвязь между проведением проверки и уменьшением прибыльности предприятия.
По оценкам института, в результате проверки малый бизнес теряет 13,3%, доходность компании средних размеров снижается на 6,3%. а крупному бизнесу, вследствие большего количества имеющихся ресурсов удается поглотить негативные эффекты от проверок и избежать ухудшения экономических показателей.
В докладе был приведен анализ количества проверок, проведенных надзорными органами в отношении малого бизнеса на территории республики Ингушетия в процентном соотношении 2016 г. к 2015 г., который показал существенный спад. Так, в среднем нагрузка на бизнес (в отношении проверок) в регионе уменьшилась на 56.8%, в том числе, Кавказское Управление Ростехнадзора по РИ снизило проведение проверок на 70.1%
«Важно отметить, согласно статье 21 ФЗ от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ и ФЗ от 7 мая 2013 года № 78-ФЗ, предприниматели вправе привлекать Бизнес-омбудсмена к участию в проверке с письменного согласия заявителя. В то же время, в законах не указано право уполномоченных участвовать в рассмотрении результатов проверки. Учитывая изложенное, представляется необходимым внести изменения в федеральное законодательство по вопросам участия уполномоченных в рассмотрении результатов и материалов проверок» – добавил Уполномоченный.
В конце своего выступления Мурат Хаматханов подчеркнул, что за весь период деятельности Уполномоченного в Ингушетии, ни устных, ни письменных жалоб на действия работников Ростехнадзора по РИ от субъектов МСП не поступало: «это говорит о том, что руководством Ростехнадзора правильно выстроена работа по контролю, а контрольные мероприятия проводятся по факту конкретного нарушения и в целях предотвращения вреда жизни и здоровья граждан».