М. Хаматханов принял участие в VIII Всероссийской конференции уполномоченных по защите прав предпринимателей
Советник дирекции регионального развития АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» Юлия Линейцева напомнила о трехуровневой гарантийной поддержке бизнеса (Корпорация МСП, МСП-Банк и 82 региональные организации). Анастасия Алехнович, в свою очередь, запросила у корпорации МСП информацию о том, сколько бизнесменов смогли воспользоваться этими гарантийными программами – в разбивке по регионам.
В этот же день прошла встреча региональных омбудсменов с генеральным директором Агентства стратегических исследований Андреем Никитиным. «В международном рейтинге Doing Business Россия за несколько лет поднялась с 124 места на 40-е, – напомнил глава АСИ. – Но измеряется этот рейтинг только по Москве и Санкт-Петербургу, поэтому имеет очень мало общего с реальным инвестиционным климатом в регионах России. С 2011 году, по инициативе, кстати, «Деловой России», появился региональный стандарт инвестклимата. Как он должен был действовать? По идее, губернатор, который обнаруживает себя и свою команду где-нибудь на 65 месте рейтинга, должен был этим озаботиться и пойти поучиться лучшим практикам у коллег, которые находятся на более высоких позициях. Где-то происходило, а где-то нет».
«В ближайшее время стандарт инвестклимата станет уже не добровольным, а обязательным для выполнения региональными администрациями, – заявил Андрей Никитин. – Мы выделили ключевые показатели рейтинга, которые сильнее всего различаются по регионам. Это время выдачи разрешений на строительство, подключения к сетям газо-, водо и теплоснабжения, к электросетям, уровень поддержки МСП, снижение административного давления на бизнес (согласно опросам, сильнее всего предприниматели ощущают такое давление именно со стороны муниципалитетов). Плюс регистрация собственности и постановка на кадастровый учет, различные институты и инструменты для бизнеса.
Мы попытались нарисовать 12 целевых моделей – по каждому из этих показателей. Эти целевые модели будут утверждены правительством как обязательные. И каждый регион, исходя из своего профиля, должен будет за год перейти от ситуации «как есть» к ситуации «как должно быть».
Новый подход, по словам Андрея Никитина, должен изменить и отношение региональных руководителей к созданию проектных офисов (соответствующее поручение президент Путин отдал еще два года назад). «Юридически такие офисы созданы в каждом регионе, но в реальности их можно пересчитать на пальцах, – подчеркнул глава АСИ. – Где-то министру экономики поручать «быть проектным офисом, а где-то и на регионального уполномоченного пытаются возложить подобные обязанности».
«Сегодня АСИ стало одним из важнейших институтов развития делового климата в стране, – отметил Уполномоченный по защите прав предпринимателей при Президенте РФ Борис Титов. – Сегодня агентство находится на новом этапе своего развития, постепенно наращивая присутствие в системе регулирования экономики. Помимо того, что многие наши уполномоченные напрямую взаимодействуют с АСИ, их деятельность отдельной строкой оценивается в рейтинге делового климата регионов, Таким образом, мы имеем информацию о том, как оценивает нас местное деловое сообщество. И мы видим большую перспективу для совместных дел в будущем».
Развитие сотрудничества Института Уполномоченного по защите прав предпринимателей и Генеральной прокуратуры РФ стало центральной темой встречи Первого заместителя Генерального прокурора РФ Александр а Буксмана с региональными и общественными бизнес-омбудсменами. В рамках VIII Всероссийской конференции уполномоченных по защите прав предпринимателей Александр Буксман более полутора часов отвечал на вопросы уполномоченных по самым острым и актуальным проблемам волнующим предпринимательское сообщество.
Генеральным партерном Института Уполномоченного в деле защите прав предпринимателей считает Генеральную прокуратуру бизнес-омбудсмен Борис Титов. Он особо выделил плодотворную работу межведомственной рабочей группы при Генпрокуратуре по защите прав предпринимателей. За 3 года было проведено 29 заседаний, на которых рассмотрено 130 обращений в защиту прав бизнеса, по которым достигнуты практические результаты по восстановлению нарушений прав предпринимателей. «Крайне важно, прокуратура не только реагирует на конкретные обращения предпринимателей, но и ведет работу по выявлению и устранению системных проблем, подчеркнул Борис Титов.
«Начиная свою работы по защите прав предпринимателей мы даже не предполагали как быстро она станет одним из важнейших и ключевых направлений работы прокуратуры», заявил Алескандр Буксман в своем вступительном слове. “Предприниматель – кормилец, платящий налоги и обеспечивающий рабочие места, которого надо защищать от неправомерного и необоснованного вмешательства надзорных органов”, – обозначил он позицию Прокуратуры. По словам А. Буксмана внушительнее количество прокуроров разделявших эту позицию и не уделявших должного внимания работе по защите прав предпринимателей получили административные взыскания, включая одного прокурора Субъекта Федерации.
Только за девять месяцев 2016 года прокуратурой было выявлено 146 тыс. нарушений прав предпринимателей, вынесено 27 тысяч предписаний об устранении нарушений законодательства, 22 тыс. должностных лиц привлечено к административной и дисциплинарной ответственности, возбуждено 86 уголовных дел, – такова актуальная статистика по работе Прокуратуры по защите прав предпринимателей, которую представил А. Буксман. «В основе каждого нарушения как правило лежит «кривой» нормативный акт. Поэтому за девять месяцев 2016 года нами была опротестована 21 тысяча нормативных актов.
Устранение нарушений при оплате выполненных государственных и муниципальных контрактов – еще одно важное направление работы прокуратуры. Благодаря совместной с Уполномоченным по защите прав предпринимателей работе, погашено 25 млрд рублей задолженности перед бизнесом. «Однако как и в случае с задержкой выплаты зарплат, задержки оплат по гсо- и муниципальным контрактам – долгоиграющее явление. И работу по устранению подобных нарушений мы ведем на постоянной основе», – отметил А. Буксман.
Безобразным назвал он подход некоторых контрольно-надзорных ведомств к ведению Единого реестра проверок. «Часто проверки или вовсе не заносятся в него или заносятся «абы как», чаще всего не заносятся результаты проверок, – рассказал Александр Буксман. – Будем очень жестко реагировать». По его словам, что только 3,5% процента от плановых проверок попадают под контроль прокуратуры. «Нами подготовлены поправки к 294 ФЗ, которые должны увеличить эту цифру, расширить наши полномочия по контролю за плановыми проверками, заявил Александр Буксман. – Считаем, что вполне можно подвести под действие 294 ФЗ контрольно-надзорную деятельность в сфере земельных отношений, трудовых отношений и аккредитации»