новости

М. Хаматханов принял участие в VIII Всероссийской конференции уполномоченных по защите прав предпринимателей

39views
В секции под названием «О системном решении системных проблем» были обозначены главные направления работы Экспертного центра при Уполномоченном по защите прав предпринимателей при Президенте РФ. О них рассказала руководитель Экспертного центра Анастасия Алехнович.
Это работа над подготовкой ежегодного доклада Уполномоченного, отработка поручений, которые даются по его итогам (в составе межведомственной рабочей группы). Экспертиза действующих НПА, и разработка новых. «В известной степени, мы занимаемся этим вынужденно, – отметила Алехнович. – Нам приходится самим прописывать формулировки нормативных актов, которым мы предлагаем принять различным ведомствам». В числе важных инициатив института Уполномоченного руководитель Экспертного центра отметила законопроект о самозанятых, предложения по налоговой мотивации муниципалитетов к развитию МСП на своих территориях, по развитию кредитования бизнеса, упрощению условий участия малого и среднего бизнеса в государственных и муниципальных закупках, обеспечению «малой» приватизации и условий для нестационарной торговли. Кроме того, Анастасия Алехнович упомянула деятельность института Уполномоченного, направленную на развитие лизинговой деятельности, проектного финансирования, упрощение подключения к инфраструктурным сетям, развитие малоэтажного строительства, снижение административных штрафов для МСП и введение административной ответственности за незаконное проведение оперативно-розыскных мероприятий.
Следующим магистральным направлением руководитель Экспертного центра назвала работу на площадке Генеральной прокуратуры, направленную на выявление и ликвидацию массовых нарушений прав предпринимателей.
И конечно же, не была обойдена вниманием масштабная деятельность по разработке среднесрочной экономической программы «Стратегии Роста», которую институт Уполномоченного ведет совместно со многими уважаемыми экспертами и экономистами-практиками.
В свою очередь, заместитель директора Департамента развития малого и среднего предпринимательства Министерства экономического развития Алексей Шестопёров рассказал слушателям о программе поддержки малого и среднего предпринимательства, которую министерство развивает более десяти лет. К сожалению, на 2017 год объем финансирования программы из федерального бюджета сокращен до 7,5 млрд. рублей. Большая часть поддержки по этой статье теперь ожидается от регионов. «Правда, нормативы софинансирования программы для разных регионов разные, в зависимости от уровня бюджетной обеспеченности», – оговорился Шестоперов. Сроки распределения субсидий на этот раз ожидаются очень сжатыми: отбор проектов официально стартует во второй половине декабря и завершится 1 марта.
В 39 регионах действует пилотный проект по созданию многофункциональных центров для бизнеса, которые совмещены с приемными региональных уполномоченных по защите прав предпринимателей. Представитель Минэкономразвития сообщил, что действующие Центры поддержки предпринимательства продолжат функционировать, а тех регионах, где их еще нет, создавать их будут на базе государственных банков.

 Советник дирекции регионального развития АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» Юлия Линейцева напомнила о трехуровневой гарантийной поддержке бизнеса (Корпорация МСП, МСП-Банк и 82 региональные организации). Анастасия Алехнович, в свою очередь, запросила у корпорации МСП информацию о том, сколько бизнесменов смогли воспользоваться этими гарантийными программами – в разбивке по регионам. 

 

В этот же день прошла встреча региональных омбудсменов с генеральным директором Агентства стратегических исследований Андреем Никитиным. «В международном рейтинге Doing Business Россия за несколько лет поднялась с 124 места на 40-е, – напомнил глава АСИ. – Но измеряется этот рейтинг только по Москве и Санкт-Петербургу, поэтому имеет очень мало общего с реальным инвестиционным климатом в регионах России. С 2011 году, по инициативе, кстати, «Деловой России», появился региональный стандарт инвестклимата. Как он должен был действовать? По идее, губернатор, который обнаруживает себя и свою команду где-нибудь на 65 месте рейтинга, должен был этим озаботиться и пойти поучиться лучшим практикам у коллег, которые находятся на более высоких позициях. Где-то происходило, а где-то нет».

«В ближайшее время стандарт инвестклимата станет уже не добровольным, а обязательным для выполнения региональными администрациями, – заявил Андрей Никитин. – Мы выделили ключевые показатели рейтинга, которые сильнее всего различаются по регионам. Это время выдачи разрешений на строительство, подключения к сетям газо-, водо и теплоснабжения, к электросетям, уровень поддержки МСП, снижение административного давления на бизнес (согласно опросам, сильнее всего предприниматели ощущают такое давление именно со стороны муниципалитетов). Плюс регистрация собственности и постановка на кадастровый учет, различные институты и инструменты для бизнеса.

 Мы попытались нарисовать 12 целевых моделей – по каждому из этих показателей. Эти целевые модели будут утверждены правительством как обязательные. И каждый регион, исходя из своего профиля, должен будет за год перейти от ситуации «как есть» к ситуации «как должно быть».

Новый подход, по словам Андрея Никитина, должен изменить и отношение региональных руководителей к созданию проектных офисов (соответствующее поручение президент Путин отдал еще два года назад). «Юридически такие офисы созданы в каждом регионе, но в реальности их можно пересчитать на пальцах, – подчеркнул глава АСИ. – Где-то министру экономики поручать «быть проектным офисом, а где-то и на регионального уполномоченного пытаются возложить подобные обязанности».

«Сегодня АСИ стало одним из важнейших институтов развития делового климата в стране, – отметил Уполномоченный по защите прав предпринимателей при Президенте РФ Борис Титов. – Сегодня агентство находится на новом этапе своего развития, постепенно наращивая присутствие в системе регулирования экономики. Помимо того, что многие наши уполномоченные напрямую взаимодействуют с АСИ, их деятельность отдельной строкой оценивается в рейтинге делового климата регионов, Таким образом, мы имеем информацию о том, как оценивает нас местное деловое сообщество. И мы видим большую перспективу для совместных дел в будущем».

  Развитие сотрудничества Института Уполномоченного по защите прав предпринимателей и Генеральной прокуратуры РФ стало центральной темой встречи Первого заместителя Генерального прокурора РФ Александр а Буксмана с региональными и общественными бизнес-омбудсменами. В рамках VIII Всероссийской конференции уполномоченных по защите прав предпринимателей Александр Буксман более полутора часов отвечал на вопросы уполномоченных по самым острым и актуальным проблемам волнующим предпринимательское сообщество.

 

Генеральным партерном Института Уполномоченного в деле защите прав предпринимателей считает Генеральную прокуратуру бизнес-омбудсмен Борис Титов. Он особо выделил плодотворную работу межведомственной рабочей группы при Генпрокуратуре по защите прав предпринимателей. За 3 года было проведено 29 заседаний, на которых рассмотрено 130 обращений в защиту прав бизнеса, по которым достигнуты практические результаты по восстановлению нарушений прав предпринимателей. «Крайне важно, прокуратура не только реагирует на конкретные обращения предпринимателей, но и ведет работу по выявлению и устранению системных проблем, подчеркнул Борис Титов.

«Начиная свою работы по защите прав предпринимателей мы даже не предполагали как быстро она станет одним из важнейших и ключевых направлений работы прокуратуры», заявил Алескандр Буксман в своем вступительном слове. “Предприниматель – кормилец, платящий налоги и обеспечивающий рабочие места, которого надо защищать от неправомерного и необоснованного вмешательства надзорных органов”, – обозначил он позицию Прокуратуры. По словам А. Буксмана внушительнее количество прокуроров разделявших эту позицию и не уделявших должного внимания работе по защите прав предпринимателей получили административные взыскания, включая одного прокурора Субъекта Федерации.

 Только за девять месяцев 2016 года прокуратурой было выявлено 146 тыс. нарушений прав предпринимателей, вынесено 27 тысяч предписаний об устранении нарушений законодательства, 22 тыс. должностных лиц привлечено к административной и дисциплинарной ответственности, возбуждено 86 уголовных дел, – такова актуальная статистика по работе Прокуратуры по защите прав предпринимателей, которую представил А. Буксман. «В основе каждого нарушения как правило лежит «кривой» нормативный акт. Поэтому за девять месяцев 2016 года нами была опротестована 21 тысяча нормативных актов.

Устранение нарушений при оплате выполненных государственных и муниципальных контрактов – еще одно важное направление работы прокуратуры. Благодаря совместной с Уполномоченным по защите прав предпринимателей работе, погашено 25 млрд рублей задолженности перед бизнесом. «Однако как и в случае с задержкой выплаты зарплат, задержки оплат по гсо- и муниципальным контрактам – долгоиграющее явление. И работу по устранению подобных нарушений мы ведем на постоянной основе», – отметил А. Буксман.

Безобразным назвал он подход некоторых контрольно-надзорных ведомств к ведению Единого реестра проверок. «Часто проверки или вовсе не заносятся в него или заносятся «абы как», чаще всего не заносятся результаты проверок, – рассказал Александр Буксман. – Будем очень жестко реагировать». По его словам, что только 3,5% процента от плановых проверок попадают под контроль прокуратуры. «Нами подготовлены поправки к 294 ФЗ, которые должны увеличить эту цифру, расширить наши полномочия по контролю за плановыми проверками, заявил Александр Буксман. – Считаем, что вполне можно подвести под действие 294 ФЗ контрольно-надзорную деятельность в сфере земельных отношений, трудовых отношений и аккредитации»

 

 http://ombudsmanbiz.ru