новости

Общественный арбитраж – специальная система гарантий выполнения контрактов между поставщиком и сетью

43views
 
– Сеть в условиях кризиса является наиболее оптимальным и удобным институтом. Так, например, продажи шампанского в сетях не падают, в отличие от регионального сегмента рынка. Однако, есть и свои нюансы. Стоимость прохода через отечественную сеть дороже, чем через иностранную. Реальный уровень прохождения через сеть выше, чем это предусмотрено законом, – отметил в начале своего выступления Борис Титов.
Также он высказался и по поводу поправок к закону «О торговле». Напомним, в законопроекте предлагается снизить допустимый размер совокупных выплат сетям от поставщиков до 3% (сейчас только ретробонус, или премия за объем закупки, составляет 10%) и сократить сроки оплаты поставленной продукции до 5-35 дней в зависимости от сроков хранения продукции (вместо сегодняшних 10-45 дней). Как считают парламентарии, инициированные поправки позволят поддержать российских производителей и бороться с недобросовестной конкуренцией. Представители сетей, в свою очередь, недовольны предлагаемыми поправками. Они считают, что изменения приведут к сужению ассортимента товаров и росту цен. Сети просят поставщиков отправить свои отзывы в Госдуму до 28 августа — к началу осенней парламентской сессии. К слову, депутаты уже приняли эти поправки в первом чтении, второе чтение запланировано на октябрь.
– То, что мы пытаемся менять закон – это стандартная система поведения, поиск простого решения. Надо сказать, что ужесточение закона приведет к повышению его неэффективности. Чем больше сложностей, тем больше людей перестанет ему следовать. От лица большинства поставщиков отмечу: давайте заставим работать именно этот закон. Он достаточно продуманный и действенный. Проблемы между сетями, поставщиками и потребителями, безусловно, есть, но нужно выполнить уже то, что написано, – высказался Титов.
В то же время он отметил, что саморегулирование – является одним из способов повышения эффективности взаимодействия между участниками рынка и его принципы должны быть прописаны в законе.
– Многие считают, что примером отраслевого саморегулирования может выступить строительная сфера. Там стоит задача обеспечить выполнение обязательств перед заказчиком, то есть перед обществом, потребителями, с точки зрения качества и количества. У нас же стоит задача создать специальную систему гарантий выполнения контрактов между поставщиком и сетью. Таким инструментом является общественный арбитраж. Он необходим для того, чтобы публично, при общественном внимании, стороны могли высказать свое мнение и прийти к единому решению, – добавил бизнес-омбудсмен.
Также он отметил, что в сферу саморегулирования должен быть включен вопрос появления у сетей собственных торговых марок. Дело в том, что теперь торговые сети являются не только дистрибьюторами, но и производителями собственных товаров. «Здесь возникает вопрос приоритета. Ведь собственные товары всегда имеют некоторые привилегии перед другими. Именно поэтому и этот вопрос нужно регулировать. Считаю, что нужно будет вводить ограничения продажи таких товаров в родных сетях», – пояснил Титов.
Общественный омбудсмен по торговле Андрей Даниленко также высказался по поводу больной темы изменения профильного закона: «На наш взгляд закон требует доработки. Во-первых необходимо более подробно и четко прописать права, полномочия и функции саморегулирования, для того чтобы мы на своих площадках могли разбирать проблемы. Перефразируя известную фразу, пиво должно быть не только для членов профсоюза. То есть, если мы договариваемся о правилах саморегулирования, то им должен следовать не узкий круг, а все игроки рынка. Во-вторых, нужно обозначить понятные последствия для тех, кто будет нарушать закон».
Также в рамках встречи, представители органов государственной власти и бизнеса обсудили среднесрочные приоритеты развития отрасли, действующую и проектируемую законодательную основу регулирования торговой деятельности, подтвердили необходимость тонкой корректировки с учетом баланса интересов всех участников потребительского рынка. По мнению присутствующих, создание устойчивых и прозрачных условий ведения торговой деятельности, развитие механизмов саморегулирования, поощрение равной конкуренции и стимулирование многоформатности торговли позволит повысить эффективность функционирования потребительского рынка.
Подводя итоги сессии, вице-премьер Аркадий Дворкович, среди прочего рекомендовал продолжить ведение конструктивного отраслевого диалога для актуализации стратегии развития торговли.