Обязательная маркировка товаров с 2021 года: список, сроки, главное о внедрении, штрафы, для предпринимателей
Одежда
· Одежда из кожи.
· Женские или детские блузки, блузы, блузоны из трикотажа ручной и промышленной вязки.
· Верхняя одежда: пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки и ветровки для мужчин и женщин, для мальчиков и девочек.
· Постельное белье, столовое белье (скатерти, различные салфетки), кухонные полотенца, полотенца для тела и лица.
Уже с 1 января 2021 года нельзя будет продавать немаркированные товары из перечисленных категорий. Остатки, которые не успели реализовать до начала года, нужно успеть промаркировать до 1 февраля.
Шины и покрышки
До 15 декабря 2020 года под обязательную маркировку попадают шины и покрышки, ввезенные в РФ после 1 октября 2020 года.
Продукцию, поступившую в оборот до 1 ноября 2020 года, нужно успеть внести в систему и снабдить кодами Датаматрикс до начала марта 2021 года.
Духи и туалетная вода
Продукцию, поступившую в оборот до 1 октября 2020 года, можно будет продавать до конца сентября 2021 года. То есть склады и магазины ещё способны успеть распродать остатки.
А вот все новые товары, которые выпустили на заводах и ввели в оборот, с осени 2020 года уже обязательно должны быть снабжены кодами и занесены в систему.
С сентября 2021 года абсолютно вся парфюмерия будет промаркирована, а продажа в обход системы станет считаться противозаконной и облагаться штрафами.
Молочная продукция
Внедрение проводится в три этапа:
· Конец января 2021 года
Сливки и молочные продукты, хранящиеся от 28 суток с момента производства.
· Начало июля 2021 года
Сыворотка, масло из натуральных сливок, сыры и творог, напитки с молочным жиром, хранящиеся до 28 дней.
· Начало октября 2021 года
Йогурты, кефир, пахта, ферментированные продукты.
Регистрация молочной продукции для крестьянских хозяйств отложена до начала октября 2022 года.
Главное о регистрации товаров в ГИС МТ
Кто должен заносить товары в единую государственную информационную систему
· Производители (если промышленные объекты находятся в РФ).
· Импортеры (для продукции, ввозимой через государственную границу России).
· Комиссионеры (товары, полученные от физических и юридических лиц после заключения договора комиссии).
· В случае с остатками этим занимаются оптовые компании и розничные магазины.
Что нужно для работы с маркировкой
1. Завести для компании учетную запись на сайте «Честный знак». Предварительно, если нет, получить электронную подпись.
2. Передать информацию о партии товара оператору с целью внесения в базу.
3. Заказать коды DataMatrix на товары (могут быть сформированы поштучно на каждую единицу и в виде универсальных передаточных документов на партию).
4. Промаркировать продукцию: нанести коды непосредственно на товар или упаковку, наклеить этикетки, сделать бирки (и прочие способы).
5. Поставить и настроить двухмерные сканеры для считывания кода. Оборудование понадобится на приёмке и в кассовой зоне.
6. Обновить программное-обеспечение для онлайн-кассы, чтобы она корректно распознавала 2D-коды и передавала данные в систему через Оператора фискальных данных.
7. Отладить процессы приемки, продажи и возврата маркированных товаров, обучить сотрудников.
Какие данные запрашивают для ввода товаров в оборот
Перечень необходимой информации зависит от категории продукции, но в общих чертах это:
· Данные о компании, ИНН участника оборота;
· код товара и номер техрегламента;
· страна производства;
· вид изделия и название на этикетке;
· код ТН ВЭД ЕАЭС;
· особенности конкретных групп (например, для одежды и обуви целевой пол, состав сырья, модель, цвет и размер);
· товарный знак.
Какие затраты ждут бизнес
Коды
Постановление РФ № 577 утверждает стоимость одного маркировочного кода: 50 копеек без НДС и 60 с добавочной стоимостью. Это непосредственно заказ и выдача.
Печать проходит другой статьей расходов. Для маркировки остатков (особенно актуально для одежды) либо приобретают свой принтер этикеток, либо заказывают партию этикеток у сторонней компании.
Оборудование
· Двухмерные сканеры стоят в диапазоне от 4 до 10 тысяч рублей.
· Новые онлайн-кассы обойдутся в 15-30 тысяч (если достаточно компактных смарт-терминалов), или в 35-70 тысяч (если нужна полноценная POS-система).
· Для складов и крупных магазинов актуален также терминал сбора данных. Бюджет от 20 до 100 тысяч, в зависимости от требований конкретного места и возможностей техники.
· Принтер для печати этикеток может стоить в районе 6-9 тысяч рублей (минимальные нагрузки), 11-18 тысяч (средний уровень) и свыше 40 тысяч (за профессиональные модели).
Штрафы за нарушение маркировки
С 2019 года в нашей стране действуют санкции за нарушение правил маркировки, их размер отражён в статье 15.12 Кодекса об административных правонарушениях.
Если маркировка на товарах отсутствует:
— от 2 до 4 тысяч руб. для граждан;
— от 5 до 10 тысяч руб. для директора, бухгалтера и прочих должностных лиц;
— от 50 до 300 тысяч руб. для компаний или ИП.
Если маркировка неверная или нет всей требуемой по закону информации:
— от 5 до 10 тысяч руб. для индивидуальных предпринимателей;
— от 50 до 100 тысяч руб. для юридических лиц.
Во всех случаях продукцию конфискуют.
За нарушения (в основном в сфере алкоголя и табака) при особо крупном размере продажи может наступить уголовная ответственность.