По мнению ингушского бизнес-уполномоченного малый и средний бизнес, даже при наличии всех условий, не может развиваться без денег
40
На сегодняшний день в России для упрощения ведения предпринимательской деятельности, для прозрачности деятельности контрольно-надзорных органов государственной и муниципальной власти, руководством страны и республики принято и запланировано к принятию множество мер.
Давайте перечислим сначала уже действующие и облегчающие жизнь бизнесу меры:
Амнистия капиталов. Президент страны подписал документ (Федеральный закон от 8 июня 2015 г. № 140-ФЗ “О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”), который предусматривает создание механизма добровольного декларирования активов, счетов и вкладов в банках в целях легальной интеграции таких средств и имущества из офшорных юрисдикций в юрисдикцию РФ. В частности, гражданам предоставлено право в срок с 1 июля по 31 декабря 2015 года представить в налоговый орган по месту жительства или ФНС России специальную декларацию. При этом будут обеспечены правовые гарантии сохранности задекларированного капитала и имущества.
Декларанты будут освобождены от уголовной, административной и налоговой ответственности, если связанные с декларируемым имуществом нарушения были совершены до января этого года, и только в пределах указанного в декларации имущества.
Налоговые каникулы. Налоговые каникулы – это полное или частичное освобождение от уплаты налогов. Они определяются для отдельных форм собственности, видов деятельности, систем налогообложения.
Право на налоговые каникулы с установлением налоговой ставки 0 % возможно только для индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрировавшихся уже после вступления в силу закона, и применяющих УСН или патентную систему налогообложения. Сферы деятельности ИП, подпадающие под льготы, строго ограничены. Это может быть производственная, социальная и (или) научная деятельность. Продолжительность каникул составляет два года с момента регистрации предпринимателя.
Конкретные виды предпринимательской деятельности, попадающие под применение льготной ставки налога, устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов РФ. Законом отмечено, что перечень видов деятельности для льготного налогообложения должен соответствовать законодательству (п.1ст.346.50 и п. 2 ст. 346.43 НК РФ на основании ОКУН и ОКВЭД).
Таким образом, Закон Республики Ингушетия №42-РЗ устанавливающий налоговую ставку в размере 0 процентов для отдельных категорий налогоплательщиков – индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на территории Республики Ингушетия подписан Главой региона 29 августа 2015 года. После вступления в силу закона начинающие свою предпринимательскую деятельность бизнесмены Ингушетии, осуществляющие такие виды экономической деятельности как научные исследования и разработки, а также занимающиеся дошкольным образованием, смогут воспользоваться правом на налоговые каникулы.
Мораторий на плановые проверки добросовестных субъектов малого предпринимательства
Принят Федеральный закон от 13 июля 2015 года №246- ФЗ “О внесении изменений в закон “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”. Документ устанавливает, что с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2018 г не проводятся плановые проверки в отношении добросовестных субъектов малого предпринимательства. Мораторий коснется как индивидуальных предпринимателей, так и юрлиц, подпадающих под определение малого бизнеса. И не коснется компаний, работающих в социальной сфере, здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Закон также закрепляет норму о применении риск-ориентированного подхода при организации госконтроля за деятельностью бизнеса для снижения издержек бизнеса и оптимального использования ресурсов надзорных органов. Он начнет применяться с 1 января 2018 года, и на его основе правительство в определенных случаях может принять решение не только о непроведении плановых и выездных проверок, но и сократить или установить иной срок той или иной проверки. При этом правительство вправе определить отдельные виды госконтроля, которые с применением риск-ориентированного подхода могут осуществляться до начала 2018 года.
Единый реестр проверок. Новая ст. 13.3 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ” О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” определяет порядок ведения единого реестра проверок, который создается в целях обеспечения учета проводимых при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля проверок, а также их результатов.
Единый реестр проверок является федеральной государственной информационной системой, оператором единого реестра проверок является Генеральная прокуратура РФ. Правила формирования и ведения единого реестра проверок утверждаются Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 28.04.15 №415).
Единый реестр проверок включает в себя информацию о проверке, содержащую:
учетный номер и дату присвоения учетного номера проверки;
дату и номер распоряжения или приказа руководителя (заместителя руководителя) органа контроля о проведении проверки;
даты начала и окончания проведения проверки;
правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами;
цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
вид проверки (плановая, внеплановая);
форму проверки (выездная, документарная);
сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
сведения о согласовании проведения проверки с органами прокуратуры в случае, если такое согласование проводилось;
сведения о включении плановой проверки в ежегодный сводный план проведения плановых проверок;
информацию об органе контроля и о лице, в отношении которого проводится проверка;
информацию о результатах проверки и др.
Новые Правила формирования единого реестра вступили в силу с 1 июля 2015 года.
Особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
Порядок исчисления налога на имущество организаций установлен главой 30 Налогового Кодекса РФ.
Налог на имущество организаций является региональным налогом. Устанавливают налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации.
Таким образом, согласно статье 1.1. Закона Республики Ингушетия N 39-РЗ “О внесении изменений в Закон Республики Ингушетия “О налоге на имущество организаций” от 30 июня 2015 г. устанавливаются особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 200 м2 и помещения в них;
2) нежилые помещения общей площадью свыше 200 м2, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.
Патентная система налогообложения.
Патентная система налогообложения в России введена с 2013 года (Федеральный закон 94-ФЗ от 26.06.2012 года). Патентная система налогообложения является разновидностью специального налогового режима, ей посвящена глава 26.5 Налогового кодекса.
В нашем регионе патентная система налогообложения для индивидуальных предпринимателей была введена Законом Республики Ингушетия от 1 декабря 2012 г. N 35-РЗ “О применении патентной системы налогообложения в Республике Ингушетия в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. ПСН устанавливает размеры потенциально возможного к получению индивидуальными предпринимателями годового дохода по каждому из видов предпринимательской деятельности, по которым индивидуальные предприниматели могут применять патентную систему налогообложения. С видами деятельности, по которым применяется ПСН может ознакомиться каждый, они прописаны в главе 26.5 Налогового Кодекса РФ.
В скором будущем в стране также планируют ввести патентную систему налогообложения для самозанятых физических лиц, не имеющих наемных работников.
С целью упрощения процедур уплаты налогов такой категорией самозанятых лиц, антикризисным планом Правительства Российской Федерации предполагается предусмотреть особенности применения системы патентного налогообложения. Такая система по своему замыслу должна позволить этим лицам уплачивать налог в связи с применением патентной системы налогообложения и обязательные платежи по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды по принципу “одного окна” одновременно с регистрацией в качестве самозанятых лиц (возможно, без получения статуса индивидуального предпринимателя), а также регистрироваться по упрощенной процедуре на срок, за который уплачен соответствующий платеж и без права заниматься иными видами деятельности кроме тех, за которые уплачен соответствующий платеж. Такая система специальной регистрации необходима также и для того, чтобы избежать привлечения к уголовной и административной ответственности за ведение предпринимательской деятельности без государственной регистрации самозанятыми лицами.
Мы рассказали о всех действующих на сегодняшний день послаблениях для бизнеса и уже постепенно перешли к тем мерам, которые государство планирует принять для улучшения делового климата в стране. Итак продолжим:
Рост налогов отложат на три года.
Правительство Российской Федерации не планирует выходить с предложениями о повышении налоговой нагрузки и осуществлении каких-либо масштабных изменений в налоговой системе в текущем 2015 году, а также в ближайшие три года, а также не будет поддерживать такие инициативы других субъектов права законодательной инициативы, при проведении налоговой политики основное внимание будет уделяться проведению антикризисных мер, а также реализации тех основных изменений, планы по проведению которых уже определены в нескольких стратегических документах. Это Основные направления налоговой политики на очередной год и плановый период, утвержденные в предыдущие годы, послания и поручения Президента Российской Федерации и Председателя Правительства Российской Федерации, а также утвержденные к настоящему времени «дорожные карты» в различных отраслях.
Льготы по налогу на прибыль организаций для новых производств («гринфилды» и специальные инвестиционные контракты).
Предусматривается предоставление субъекту Российской Федерации права по снижению до 10% ставки налога на прибыль организаций в части, поступающей в бюджет субъекта Российской Федерации, для вновь создаваемых предприятий промышленности, осуществляющих капитальные вложения. Также предусмотрено применение для таких налогоплательщиков ставки по налогу на прибыль организаций в размере 0% в части, поступающей в федеральный бюджет.
Инвестиционная деятельность в Ингушетии.
В Ингушетии предприниматели получившие статус инвестора имеют право на следующие льготы:
Налог на имущество для инвесторов составляет – 0%;
Налог на землю – 5 %;
Налог на прибыль – 13,5 %;
Подробнее с правами инвесторов можно ознакомиться просмотрев закон Республики Ингушетия от 7 декабря 1996 г. №15-РЗ «Об инвестиционной деятельности в Республике Ингушетия».
Подведем итоги. Конечно, все перечисленные нами государственные меры по поддержке бизнеса имеют большое значение для улучшения делового климата в стране. Но для того чтобы все эти изменения дали положительный результат, а именно увеличили поступления в бюджеты различных уровней, в виде налоговых отчислений, необходимо оказывать помощь средним и малым компаниям в получении доступа к банковским кредитам для расширения существующего бизнеса и открытия нового.
Для создания нового предприятия бизнесмену требуется немалые средства, но банки в нынешних кризисных условиях неохотно кредитуют такие компании. В банках Ингушетии практически невозможно получить кредит малому и среднему бизнесу. Единственное на что могли рассчитывать предприниматели, это на помощь в Фонде поддержки предпринимательства, где предоставлялись микрокредиты на конкурсной основе под 6 % годовых. На данный момент Фонд не обладает возможностью предоставлять кредиты предпринимателям из-за отсутствия денежных средств.
Нелегко приходится и начинающим предпринимателям. Начать собственное дело не представляется возможным, без наличия стартового капитала.
Поэтому крайне важно чтобы действующие предприятия и начинающие предприниматели имели доступ к долгосрочным кредитам с низкой процентной ставкой. Нужно искать новые решения кредитования бизнеса и создать такой механизм, при котором бизнес получит возможность длинного (от 5 до 10 лет) и дешевого (5-6% годовых) кредитования. Лишь в этом случае возможны рост и развитие малого и среднего бизнеса в производственной сфере.