Региональные уполномоченные по защите прав предпринимателей за полгода стали втрое чаще участвовать в выездных проверках бизнеса
В том числе сократилось и число обращений, связанных с уголовным преследованием (398 против 453). Больше всего жалоб по уголовной тематике за полугодие было принято в Москве (48), Санкт-Петербурге (42), Московской области (33), Владимирской области (33) и Пермском крае (23). В последних двух регионах отмечен значительный рост жалоб (против 5 и 11 за тот же период прошлого года).
Впрочем, несмотря на сокращение жалоб, уполномоченные стали намного активнее принимать участие в судах (426 против 345 случаев). Почти в 3 раза (172 / 66) выросла частота участия региональных омбудсменов в выездных проверках бизнеса. В полтора раза (1022 / 683) увеличилось количество направленных ими предложений по изменению действующих нормативно-правовых актов.
В административной сфере очень популярна тема обращений, связанная с нестационарной торговлей. Такие жалобы поступают практически во всех регионах.
«В марте Правительство Российской Федерации выпустило постановление № 353, позволяющее до 7 лет продлять срок действия договоров на размещение НТО. Однако прошло уже больше четырех месяцев, а региональный акт во исполнение этого федерального решения так и не принят, – отмечает уполномоченный по защите прав предпринимателей Свердловской области Елена Артюх. – К сожалению, отсутствует и долгосрочная региональная стратегия развития торговли, в том числе нестационарной. А ее отсутствие порождает действия, противоречащие федеральному подходу (и Минпромторг, и Правительство уже рекомендовали регионам дополнять договоры условием о возможности неоднократного продления срока размещения НТО без торгов, а также использовать принцип «меняется место — сохраняется бизнес», позволяющего гарантировать компенсационные места при изъятии участка для государственных или муниципальных нужд)».
«К сожалению, преемственность подходов к регулированию в данной сфере на федеральном и региональном уровне до сих пор отсутствует, – констатировал Борис Титов. – Гарантии по предоставлению компенсационных мест в договоры не вносятся, право неоднократного продления срока размещения при добросовестном соблюдении условий в договорах не фиксируется. Изменить ситуацию способен только единый федеральный закон о нестационарной торговле, который нами давно подготовлен, но «застрял» в Госдуме».
Отмечаются проблемы с увеличением стоимости государственных и муниципальных контрактов после изменения цен на импорт. Несмотря на положения Федерального закона от 08 марта 2022 года № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», закрепляющие возможность таких действий, на практике государственные и муниципальные заказчики, как правило, отказывают в повышении цены.
«В моей практике заказчики не согласовали бизнесмену изменение контрактов на поставку офисной бумаги на сумму более 770 тыс. руб., а также отказались расторгать их по обоюдному согласию, – рассказывает уполномоченный в Иркутской области Андрей Лабыгин. – Прежняя цена для предпринимателя оказалась просто невыгодной, однако под угрозой включения в реестр недобросовестных поставщиков он был вынужден начать исполнять контракт на убыточных условиях. Расторгнуть контракты без негативных последствий для исполнителя удалось лишь после переговоров с правительством области в «ручном режиме».
Помимо этого, практически во всех регионах предпринимателей волнуют такие вопросы, как отсутствие адресных мер поддержки для отдельных отраслей (кинотеатры, международные транспортные перевозки), затруднения с закупками сырья, оборудования и комплектующих (в том числе из-за увеличения таможенных пошлин), а также затягивание процессов получения субсидий.
Есть проблемы, характерные для нескольких субъектов РФ.
От несвоевременной оплаты государственных и муниципальных контрактов бизнес страдает в Архангельской, Астраханской, Владимирской, Иркутской, Новгородской, Псковской, Сахалинской и Свердловской областях, в Карачаево-Черкесской Республике, в республиках Ингушетия, Крым и Хакасия, а также в Ханты-Мансийском автономном округе.
В Республике Татарстан банки отказываются предоставлять льготные кредиты, ссылаясь на отсутствие лимитов.
В Волгоградской области налоговики отказывают в применении пониженной ставки УСН в период коронавирусной инфекции, несмотря на соответствующий региональный закон.
Сложности в обращении с операторами твердыми коммунальными отходами (необоснованные начисления, проблемы со способом определения коммерческого учета ТКО, завышенные тарифы и т.д.) существуют в Архангельской, Ленинградской, Новгородской, Оренбургской, Псковской, Свердловской, Тамбовской областях, Хабаровском крае, Кабардино-Балкарской Республике, а также республиках Бурятия, Карелия, Мордовия, Татарстан, и Ханты-Мансийском автономном округе.
Предприниматели Республик Дагестан и Тыва, Рязанской области и Ставропольского края выделяют проблемы с изменением назначения разрешенного вида использования земельного участка.
В Астраханской, Костромской, Псковской и Рязанской областях, Республиках Дагестан и Ингушетия, ХМАО-Югра бизнес беспокоят необоснованные отказы в продлении аренды земельных участков.
В Ленинградской области предприниматели получают многочисленные отказы в выкупе земельных участков под объектами капитального строительства, а в Новосибирской органы местного самоуправления резервируют участки для муниципальных нужд (причем строительство на них не ведется, а ранее установленные объекты НТО сносятся).
В Астраханской, Ленинградской, Псковской и Тверской областях, а также в Республике Крым фиксируются нарушения сроков технологического присоединения к электрическим сетям.
В Республиках Калмыкия и Тыва с предпринимателей пытаются взыскать крупные штрафы по актам о неучтенном потреблении электроэнергии, которые были оформлены с нарушениями.
Все перечисленные проблемы находятся у региональных уполномоченных на контроле, по каждой проводятся переговоры с соответствующими должностными лицами.