Уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей, сопредседатель «Деловой России», председатель президиума «Столыпинского клуба» Борис Титов:
41
Во-первых, президент четко и ясно обозначил существующие проблемы в экономике. Некоторые были им названы впервые. Так, глава государства сказал, что высокая процентная ставка вредит экономике.
Во-вторых, он заявил, что проблемы носят внутренний характер. Влияние санкций на наши экономические неурядицы сильно преувеличено. Гораздо больше нам вредит попытка законсервировать сырьевую модель. Она успешно работала в нулевых, но сейчас надолго наступили времена дешевой нефти, и России жизненно важно искать новые источники роста.
В-третьих, и это самое главное, впервые главной целью экономической политики был назван экономический рост. Раньше говорилось о макроэкономической стабилизации. Это подразумевает кардинальное изменение экономического курса. При этом Владимир Путин привел яркие примеры того, что России нужна не “выжидательная”, а активная экономическая политика. Успешные отрасли, которые перечислил президент, – АПК, ВПК, IT – начали расти в результате применения конкретных стимулирующих программ правительства. Этот опыт нужно учесть и масштабировать на другие приоритетные направления.
Именно исходя из логики перехода к экономическому росту правительство будет готовить стратегию социально-экономического развития России до 2025 года. Примечательно, что этот документ правительству поручено написать в соавторстве с бизнес-сообществом.
Вопрос обеспечения экономического роста – главный в программе “Столыпинского клуба”. Уже в январе-феврале мы будем готовы представить “Стратегию роста”, над которой работаем больше года. Среди ее авторов представители многих бизнес-ассоциаций. Нами были проанализированы огромные массивы данных, и мы можем с уверенностью говорить, что рецепты достижения экономического роста во всех странах с развитой или активно развивающейся экономикой примерно одинаковы.
Послевоенные Германия и Япония, в девяностые и нулевые – Бразилия, Китай, Индия, Южная Корея, Сингапур – везде вопрос развития и обеспечения экономического роста решался одинаково.
Прежде всего потребуются мягкая денежно-кредитная политика, обеспечение долгосрочного и дешевого кредитования реального сектора. Это означает снижение ключевой ставки Центробанка и облегчение банковского регулирования. Оба вопроса затронуты Владимиром Путиным в послании.
Второе по важности – налоговая реформа. Ее президент также анонсировал в своем послании, подчеркнув, что нам нужна налоговая система, стимулирующая экономическую активность. Это подразумевает перенос тяжести фискальной нагрузки с процесса производства на процесс потребления. России нужно снижать корпоративные налоги – НДС, социальные взносы, возможно, даже налог на прибыль. Выпадающие доходы бюджета будут компенсированы за счет природной ренты и налогов на потребление – введение прогрессивного НДФЛ (с освобождением малоимущих от его уплаты), увеличение акцизов и налогов на роскошь. В перспективе речь может идти о реформе или отмене НДС.
Тарифную политику надо будет менять исходя из интересов производителей, а не естественных монополий. Речь пойдет о заморозке тарифов на один-два года, включая заморозку стоимости подключения к сетям, и переходе к формуле формирования тарифов по системе “инфляция минус” (сейчас – “инфляция плюс”).
Целый комплекс мер надо будет предпринять, чтобы вывести из тени малый бизнес. Потребуются реформа контрольно-надзорных функций государства, легализация самозанятых, налоговые и надзорные каникулы для новых малых предприятий, институциональная реформа.
Обязательна комплексность преобразований. Недостаточно изменить налоговую систему и оставить прежнюю тарифную политику. Нельзя удешевить кредит и не снизить административную нагрузку. Только комплексная реализация стратегии роста может позволить достичь результата.
Это программа, которая подразумевает изменения налоговой, тарифной, денежно-кредитной, административной политики, вывод МСП из тени и т.д. При этом нельзя менять одно, не меняя другого. Это должен быть именно комплекс решений. Всего в “Стратегии роста” 10 ключевых направлений преобразований.
При реализации этой политики к 2025 году реально достичь следующих показателей (расчеты “Столыпинского клуба”): рост количества высокопроизводительных рабочих мест с 14 млн до 25 млн, ежегодный темп прироста ВВП 4-6%, рост инвестиций до 30%, рост корпоративных кредитов до 150% ВВП (сейчас 48%), рост несырьевого экспорта до 15% ВВП (сейчас 6,5%), сокращение доли государства в экономике до 35% (сейчас 70%), рост экономики знаний в ВВП (НИОКР, образование, здравоохранение) с 15 до 30% и т.д. Легко понять, что это означает кардинальное преображение не только экономики, но и повседневной жизни людей: рост доходов, снижение теневого сектора, создание намного более комфортной жизненной среды, в целом гораздо более высокие стандарты жизни.
Задача по достижению экономического роста диктует совершенно конкретную логику решений. Верю, что в конечном счете именно наши рецепты будут использованы.
Известия