новости

У предпринимателей есть шанс повлиять на законопроект о проверках

42views
Рекомендую заглянуть на сайт для общественного обсуждения законопроекта «Об основах государственного и муниципального контроля (надзора) в Российской Федерации» http://контроль-надзор.рф. Здесь при помощи инфографики изложены цели и задачи законопроекта, разъяснены новые принципы контрольно-надзорной деятельности (КНД), перечислены предполагающиеся формы и мероприятия контроля при реализации риск-ориентированного подхода при проведении проверок. Всё очень просто и понятно. «Открытое правительство» приглашает принять участие в общественных обсуждениях законопроекта. Надо зарегистрироваться на http://контроль-надзор.рф и ответить на десять вопросов, касающихся главных целей и принципов законопроекта, а также возможных вариантов его дополнения и доработки. Десятый вопрос требует ответа в свободной форме. 
Почему я рекомендую участвовать в опросе? Потому что устранение недостатков законопроекта, о которых мы говорим так долго и подчас эмоционально, в интересах всего бизнес-сообщества. Каждый из нас получает шанс снизить административное давление КНД. В целом от таких новаций должно выиграть и государство. 
Но и у меня есть десять вопросов – уже не столько к законопроекту, сколько к органам, осуществляющим КНД. Начав реформу в этой сфере, мы должны ставить измеряемые результаты в качестве индикаторов и целевых показателей, о которых говорится в законе. Вот и аналитический центр «Форум» и Открытое правительство в ходе одного из недавних экспертных обсуждений напомнили о принципах «умного контроля», основанных на фактических и измеряемых данных. 
В основу выработки критериев эффективности и результативности контрольно-надзорных мероприятий должны быть заложены критерии «умного контроля». Однако как это сделать без объективного видения нынешней ситуации? Необходима информация от каждого министерства и ведомства, осуществляющего контрольные функции. Необходимо понять и реальную ситуацию с КНД в муниципалитетах (получить данные хотя бы выборочно). 
Какие данные нужны? Требуется знать количество проверяющих (инспекторов, «контролёров»), осуществляющих проверки. Следующая задача – иметь общее количество подконтрольных субъектов (объектов): частных предпринимателей, юридических лиц. Требуется владеть информацией и о количестве проведённых проверок. Нужно понимать среднее число проведенных проверок, приходящихся на одного проверяющего. Количество проверок, по которым выявлены нарушения. Сумму, сколько доначислено в бюджет за счет штрафов. Количество удовлетворённых жалоб, поданных на нарушение порядка проведения проверок и их результаты, должностных лиц, привлечённых к ответственности за нарушение правил осуществления проверки; объём финансовых средств на осуществление проверок; количество рабочих дней, затраченных на проведение проверок; «стоимость» одной проверки для государства – в часах, в деньгах и в результатах. 
Невозможно выработать методику оценки эффективности, если мы не будем понимать реальную ситуацию (взятую в динамике) с ресурсным обеспечением КНД и соотносить её с теми задачами, которые сейчас решаются и будут решаться в ближайшей перспективе. Внедрение сбалансированной системы показателей и KPI, стимулирование сокращения численности и повышения материальной заинтересованности в результатах своей работы, переход к «эффективному контракту», делегирование полномочий и создание объединённых инспекций – все эти вопросы тесно связаны со сбором первичной информации. 
Сейчас нет объективных оценок: перегружены проверяющие или, наоборот, недогружены? При этом, как все мы знаем, контроль у нас неэффективен и избыточен. Нам нужен реальный ресурсный анализ. Если риск-ориентированный подход (профиль риска, индикаторы риска) потребует от контролирующего органа незамедлительных и решительных действий, то окажется ли у органа достаточно ресурсов (людей, финансового и технического обеспечения) для этого? 
Ещё один нюанс. Как соотносятся мероприятия контроля со стратегией «завтрашнего дня»? Необходимо чёткое видение, каким мы хотели бы иметь контроль и надзор в РФ. Методика должна быть гибкой и учитывать возможность изменение приоритетов контрольно-надзорных органов. Как мы все помним, прежний закон 294-ФЗ «О защите прав юрлиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» проработал совсем ничего. Вдобавок даже базовые понятия – контроль и надзор – стали толковаться специалистами иначе. Нельзя так часто менять «правила игры»: надо понимать ближайшую «зону роста» проблематики и закладывать подходы к её решению. 
Если методика оценки эффективности и результативности будет разрабатываться без опоры на практику КНД, то сколь угодно хороший закон обернется повышением административного давления, с которым мы с вами боремся с переменным успехом вот уже который год. 
Понятно, почему поручение председателя правительства Дмитрия Медведева (3 октября 2014 года ДМ-П36-7711) по оптимизации структуры и системы управления федеральными органами исполнительной власти, реализующими контрольно-надзорные функции, не выполнено. Потому что для принятия управленческих решений надо иметь полную и исчерпывающую информацию, связанную не только с непосредственным результатом КНД, но и с анализом эффективности этой деятельности, проводить который министерства и ведомства ещё не научились. 
К теме оптимизации контрольно-надзорных органов пришлось возвращаться уже президенту РФ Владимиру Путину, который только что дал поручение правительству РФ подготовить свои предложения. Вероятно, предложения будут касаться и делегирования полномочий регионам, и устранения дублирования в деятельности органов, и, возможно, ликвидации одних министерств при создании новых, укрупнённых – с новыми контрольными органами. Которые будут уже осуществлять другой контроль – не «избыточный», а «умный».

http://www.deloros.ru/u-predprinimatelej-est-shans-povliyat-na-zakonoproekt-o-proverkah.html