новости

Эксперты Уполномоченного при Президенте Российской Федерации предлагают Минюсту России провести глубокий анализ правоприменения для внесения изменений в закон об антикоррупционной экспертизе

44views

 

В докладе Титова отмечается неэффективность правоприменения действующего закона о независимой антикоррупционной экспертизе нормативно-правовых актов (НПА). 

В Государственный реестр независимых экспертов, получивших аккредитацию на проведение антикоррупционной экспертизы, включены около трех тысяч физических лиц и около 500 юридических. Однако заключения по проведенной антикоррупционной экспертизе готовятся крайне редко. 

Заключение не является обязательным к учету, что позволяет без разъяснений отклонять даже бесспорные выявленные коррупциогенные факторы при принятии нормативно-правовых актов. С другой стороны, не всегда сами независимые эксперты достаточно компетентны, для того чтобы самостоятельно разобраться во всех нюансах проекта НПА без консультаций с участниками правоотношений, которые им затрагиваются, что не позволяет качественно провести экспертизу. 

В любом случае заключение по результатам антикоррупционной экспертизы – закрытый документ, который не размещается в открытом доступе. С другой стороны,  даже в случае учета результатов антикоррупционной экспертизы и устранения выявленных коррупциогенных факторов в проекте НПА результат может быть нивелирован ввиду особенностей нормотворческого процесса. К примеру, серьезные изменения законопроекта посредством принятия поправок во втором чтении могут существенно изменить смысл содержащихся в нем норм, при этом дополнительной антикоррупционной экспертизы предлагаемых изменений не проводится, на что обратила внимание первый вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ» Марина Блудян.

«Отдельные НПА и вовсе выпадают из поля как антикоррупционной экспертизы, так и оценки регулирующего воздействия, – отметила Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Карелия Елена Гнетова.

Например, в Карелии действует приказ республиканского Министерства экономического развития, по которому, если в муниципалитете количество жителей или субъектов предпринимательской деятельности меньше установленного показателя, то ни оценка ОРВ, ни антикоррупционная экспертиза не проводятся. Это очень странно. Более того, за 2022 год результат антикоррупционной экспертизы со стороны зарегистрированных экспертов практически нулевой.

Данные проблемы усугубляются тем, что Министерство юстиции России в последние годы перестало уделять вопросам независимой антикоррупционной экспертизы должное внимание, – фактически, содержательная работа по данному направлению в сравнении с предшествующим периодом не ведется, – что отметил Александр Коробкин, главный редактор журнала «Вестник антикоррупционной экспертизы».

На наш взгляд, Минюсту России необходимо вновь выступить основным драйвером в вопросе совершенствования независимой антикоррупционной экспертизы – с привлечением аккредитованных экспертов и представителей бизнес-объединений и других заинтересованных ассоциаций, союзов и иных подобных организаций проанализировать правоприменительную практику независимой антикоррупционной экспертизы и подготовить предложения как в федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», так и в соответствующее постановление правительства, – с тем, чтобы сделать независимую антикоррупционную экспертизу действенной и значимой, как это задумывалось при разработке вышеуказанного закона.