новости

Налоговая политика для малого бизнеса России

40views
– упрощённая система налогообложения (УСНО),
– система налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД),
– единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН),
– патентная система налогообложения (ПСН), рассчитана исключительно на ИП без образования юридического лица.
Однако УСНО и ПСН (до 2013 года налоговый патент был частью УСНО) активно применялись малым бизнесом раньше, сейчас ситуация изменилась. Критерии отнесения субъектов к малому бизнесу существенно возросли, а указанные налоговые режимы как инструменты налогового стимулирования субъектов малого предпринимательства не изменялись и были фактически утрачены.
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» и постановлениями правительства РФ № 101 и № 702 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов МСП» установлены стоимостные критерии отнесения предпринимательских структур к субъектам малого предпринимательства:
до 25.07.2015 года к малым предприятиям относились субъекты предпринимательства с размером годовой выручки (без НДС) не более 400 млн руб. (основание – постановление правительства РФ от 9 февраля 2013 г. № 101) и с численностью работников не более 100 человек;
после 25.07.2015 года к малым предприятиям относятся субъекты предпринимательства с размером годовой выручки (без НДС) не более 800 млн руб. (основание – постановление правительства РФ от 13 июля 2015 г. № 702 и с численностью работников не более 100 человек.
Определён также такой подтип малого предприятия как «микропредприятие»:
до 25.07.2015 года к микропредприятиям относились субъекты предпринимательства с размером годовой выручки (без НДС) не более 60 млн руб. (основание – постановление правительства № 101) и с численностью работников не более 15 человек;
после 25.07.2015 года к микропредприятиям относятся субъекты предпринимательства с размером годовой выручки (без НДС) не более 120 млн руб. (основание – постановление правительства № 702 и с численностью работников не более 15 человек.
Проблема заключается в том, что глава 26.2 НК РФ давно отстала от нормативных правовых актов по развитию малого предпринимательства и позволяет применять специальный налоговый режим УСНО субъектам предпринимательства, если объём годовой их выручки не превышает 60 млн руб. (с учётом коэффициента-дефлятора на 2015 год предельный размер выручки корректируется до 68,82 млн руб.) и средняя численность работников не превышает 100 человек, аналогичная ситуация и с налоговым патентом.
Таким образом, получается, что существующие налоговые режимы УСНО и ПСН фактически применимы только для микропредприятий (а с 25.07.2015 уже и не для всех), а все другие субъекты малого бизнеса остались за бортом этого действительно необходимого инструмента налогового стимулирования. Для примера можно сказать, что глава 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН)» не устанавливает ограничений по размеру выручки для предпринимателей, применяющих налоговый режим ЕСХН, есть только требования о минимальной доле выручки от реализации сельскохозяйственной продукции (не менее 70%) в общем объёме продаж, что вполне логично и обосновано.
Полагаю, что назрела необходимость устранения несоответствий в НК РФ и в постановлении правительства № 702, и увеличения суммы максимальной годовой выручки для применения упрощённой системы налогообложения и патентной системы налогообложения хотя бы в 4 раза, что позволит усилить поддержу малого бизнеса и приведет увеличению предпринимательской активности, росту экономики регионов и страны в целом. Считаю необходимым гармонизировать нормативно-правовые акты по поддержке малого бизнеса с законодательством по налогам и сборам РФ. Эту идею мы сейчас активно обсуждаем на площадках «Деловой России», Общероссийского народного фронта и в деловых кругах для подготовки предложений, которые могут стать основой соответствующих законодательных инициатив.